rubeen

учреждение здравоохранения

Минский городской клинический
наркологический центр

220035 г. Минск, ул. Гастелло, 16

Единый телефонный номер
наркологической службы г. Минска 183; +37517 357-09-09; +37529 149-09-09

Антикоррупционный "телефон доверия" (автоответчик) +37517 263-81-51

Приемная +37517 224-56-98
Факс +37517 343-21-44

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА В УСЛОВИЯХ COVID-19

В условиях любой эпидемии люди обычно испытывают стресс и беспокойство. Реакции людей, затронутых эпидемией как прямо, так и косвенно, могут включать:

  • страх заболеть и умереть;
  • уклонение от обращений в медицинские учреждения из-за страха заразиться;
  • страх потери средств к существованию, отсутствия возможности работать в условиях изоляции, увольнения с работы;
  • страх социальной изоляции/карантина из-за болезни (например, расизм в отношении лиц с территорий, затронутых эпидемией или воспринимаемых таковыми)
  • чувство беспомощности в отношении защиты близких и страх потери;
  • страх разлуки с близкими, опекунами из-за карантина;
  • отказ от заботы о несовершеннолетних, инвалидах или пожилых людях, родители/опекуны которых находятся на карантине, из-за страха заразиться;
  • чувство беспомощности, скуки, одиночества и депрессии из-за изоляции;
  • страх вновь пережить опыт прошлой эпидемии,

Чрезвычайные ситуации всегда вызывают стресс, но есть конкретные факторы стресса, характерные для вспышки COVID-19, которые влияют на население. Эти факторы стресса включают:

  • Риск заразиться самому и заразить других людей, особенно если способ передачи вируса COVID-19 не понятен на 100%.
  • Общие симптомы других проблем со здоровьем (напр. лихорадка) могут быть ошибочно приняты за COVID-19 и привести к страху быть зараженным.
  • Взрослые могут испытывать тревогу за детей, из-за закрытия школ оставшихся дома без надлежащего присмотра и поддержки. Закрытие школ может иметь различные последствия для женщин, которые обеспечивают большую часть неформального ухода в семьях. Это касается ограничения времени на работе и, соответственно, экономических возможностей.

Риск ухудшения физического и психического здоровья уязвимых лиц, например, пожилых людей и инвалидов, если лица, осуществляющие уход за ними, помещаются на карантин и если отсутствуют иные формы поддержки

Кроме того, медсестры, врачи, водители «скорой помощи», медрегистраторы и другие специалисты, которые оказывают непосредственную помощь пострадавшим от COVID-19, могут быть подвержены дополнительным факторам стресса:

  • стигматизация по отношению к тем, кто работает с пациентами COVID-19 и их останками;
  • строгие меры биобезопасности:
    • физическая нагрузка от защитного снаряжения;
    • физическая изоляция, снижающая уровень комфорта для тех, кто болен или находится в бедственном положении;
    • постоянная ответственность и напряжение;
    • соблюдение строгих процедур, исключающих спонтанность и автономность;
  • повышенные требования на работе, включая увеличение длительности рабочего дня, количества пациентов; необходимость отслеживания последней информации по COVID-19;
  • снижение возможности использования социальной поддержки из-за напряженного графика работы и стигматизации;
  • недостаточность личных ресурсов или возможности по уходу за собой, особенно среди людей с инвалидностью;
  • недостаточность информации о длительности воздействия COVID-19 на лиц им инфицированных;
  • страх возможности заразить COVID-19 близких и друзей.

Постоянный страх, беспокойство, чувство неопределённости и факторы стресса во время вспышки COVID-19 могут привести к долгосрочным последствиям для населения, семей и уязвимых лиц:

  • Ухудшение социальных связей, местной динамики и экономики;
  • Стигма по отношению к выздоровевшим пациентам, приводящая к отторжению местным населением;
  • Возможно более выраженное эмоциональное состояние, гнев и агрессия по отношению к правительству и специалистам, которые оказывали непосредственную помощь пострадавшим;
  • Возможны гнев и агрессия против детей, между супругами, партнерами и членами семьи (рост насилия в семье и среди сексуальных партнеров);
  • Возможно недоверие к информации, предоставленной правительством и другими органами власти;
  • Люди с развивающимися или уже имеющимися психическими расстройствами и расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, могут испытывать рецидивы и другие негативные последствия, поскольку избегают посещения медицинских учреждений или не имеют доступа к своим поставщикам медицинских услуг.

Некоторые из этих страхов и реакций проистекают из реальных опасностей, но многие реакции и поведение также порождаются недостатком знаний, слухами и дезинформацией.3

Социальная стигма и дискриминация могут быть связаны с COVID-19, в том числе в отношении инфицированных людей, членов их семей, а также медицинских работников и других специалистов, которые оказывают непосредственную помощь пострадавшим от COVID-19, Необходимо предпринимать меры для устранения стигмы и дискриминации на всех этапах реагирования на COVID-19, Следует позаботиться об интеграции людей, пострадавших от COVID-19 (см, ниже: Общие принципы подхода: «Мобилизация общества»).5

Люди могут испытывать и позитивный опыт, например, гордость за то, что они сумели проявить жизнестойкость и справиться с трудностями. Столкнувшись с бедствием, люди часто демонстрируют альтруизм и готовность помочь друг другу, испытывая при этом большое удовлетворение. Примерами подобного поведения по охране психического здоровья и психосоциальной поддержке во время вспышки COVID-19 могут быть:

  • поддержка социального контакта с людьми, находящимися в изоляции, с помощью телефонных
    звонков, текстовых сообщений и радио;
  • обмен информацией, особенно с теми, кто не пользуются социальными сетями;
  • оказание помощи людям, которые были разлучены со своими семьями и опекунами.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ СПРАВИТЬСЯ СО
СТРЕССОМ В УСЛОВИЯХ ВСПЫШКИ COVID-19

Пожилые люди, особенно, находящиеся визоляции и страдающие когнитивным снижением/деменцией, могут стать более тревожными, агрессивными, напряженными, возбужденными, замкнутыми, чрез мерно подозрительными во время вспышки болезни/во время карантина. Необходимо оказывать им эмоциональную поддержку через семью, а также с привлечением специалистов в области охраны психического здоровья. Познакомьте их с простыми фактами о том, что происходит, и доходчиво разъясните, как снизить риск заражения, словами, которые могут понять пожилые люди с когнитивными нарушениями или без таковых. При необходимости повторите эту информацию.

Нижеследующие рекомендации в основном относятся к пожилым людям, проживающим дома. Что касается пожилых людей, находящихся в интернатных учреждениях (например, в домах престарелых), то администраторы и персонал должны обеспечить для них меры безопасности для предотвращения взаимного заражения и вспышки чрезмерного беспокойства или паники (как и в больницах). Кроме того, необходимо оказывать поддержку персоналу по уходу, который может находиться в длительной изоляции/карантине вместе с жителями социального учреждения и изолирован от своей семьи.

Пожилые люди особенно уязвимы к COVID-19, учитывая, что у них ограниченные источники информации,более слабая иммунная система и более высокий уровень смертности от COVID-19 по имеющимся данным, Уделите особое внимание группам высокого риска, включая пожилых людей, которые живут одни/без близких родственников; которые имеют низкий социально-экономический статус и/или сопутствующие заболевания, такие как когнитивное снижение/деменция или другие психические расстройства. Пожилые люди с умеренными когнитивными нарушениями или ранними стадиями деменции нуждаются в том, чтобы их информировали о происходящем, насколько это возможно. Необходимо также оказывать им помощь, чтобы облегчить их тревогу и стресс. Люди, находящиеся на умеренных и поздних стадиях деменции, нуждаются в предоставлении повседневных медицинских и немедицинских услуг во время карантина.

  • Во время вспышки заболевания необходимо предоставлять медицинские услуги пожилым людям,
    как инфицированным COVID-19, так и не инфицированным. Это предполагает обеспечение доступа
    к основным лекарственным средствам (для лечения диабета, рака, болезней почек, ВИЧ). Убедитесь, что все необходимые препараты есть в наличии.
  • Телемедицина и онлайн-медицинские услуги могут быть использованы для предоставления медицинских услуг.
  • Изолированные или инфицированные пожилые люди должны получать правдивую информацию о факторах риска и шансах на выздоровление.
  • Во время карантина используйте технологии (WeChat, WhatsApp) для проведения обучения/консультирования членов семьи на дому, включая подготовку членов семьи к оказанию первой психологической помощи.

Пожилые люди могут иметь ограниченный доступ к мобильным приложениям по обмену сообщениями, таким как WeChat.

  • Обеспечьте пожилых людей правдивой и понятной информацией о вспышке COVID-19, его распространении, о лечении заболевания, вызванного этим вирусом, и эффективных мерах по предотвращению распространения инфекции.
  • Информация должна быть понятной (используйте бытовую лексику и крупный шрифт), взятой из достоверных источников (СМИ, социальные сети, учреждения здравоохранения), чтобы предотвратить иррациональные поступки, такие как употребление бесполезных лекарственных трав.
  • Лучший способ связаться с пожилыми людьми — их стационарные телефоны или регулярные личные визиты (если это возможно). Поощряйте семью или друзей регулярно звонить их старшим родственникам и учить пожилых людей пользоваться видео-чатом.

Пожилые люди, по незнанию, могут отказаться от использования защитных устройств или методов
профилактики.

Инструкции по использованию защитных устройств должны быть подготовлены в простой доступной и уважительной форме.

Пожилые люди могут не знать, как пользоваться онлайн-услугами, такими как интернет-магазины,консультации/телефоны доверия или медицинское обслуживание.

  • Обеспечьте пожилых людей информацией о том, как можно получить помощь в случае необходимости, например, по вызову такси или доставке товаров из магазина.
  • Снабжение товарами и услугами, такими как профилактические средства (напр. маски для лица,средства для дезинфекции), продукты питания, транспортные услуги в чрезвычайной ситуации, может снизить уровень тревожности в повседневной жизни.
  • Предложите пожилым людям выполнять простые физические упражнения дома в условиях карантина для поддержки мобильности и психологической разгрузки.

ПОДДЕРЖКА ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В УСЛОВИЯХ ВСПЫШКИ
COVID-19

Люди с ограниченными возможностями и их опекуны сталкиваются с барьерами, которые могут помешать им получить доступ к медицинской помощи и необходимой информации для снижения своего риска во время вспышки COVID-19, Это включает:

  • Окружающая среда:
    • Информирование о рисках имеет важное значение для укрепления здоровья, предотвращения распространения инфекции и снижения уровня стресса среди населения. Однако, эта информация за-
      частую разрабатывается и распространяется без учета потребностей людей с ограниченными возможностями общения.
    • Многие медицинские центры недоступны для людей с физической инвалидностью. В связи с проблематичностью передвижения по городу люди с ограниченными возможностями могут оказаться не в состоянии получить доступ к медицинскому обслуживанию в учреждениях здравоохранения.
  • Институциональные барьеры:
    • Стоимость медицинских услуг может препятствовать их получению людьми с ограниченными возможностями здоровья.
    • Отсутствие протоколов по уходу за людьми с ограниченными возможностями в условиях карантина.
  • Поведенческие барьеры:
    • Предрассудки, стигматизация и дискриминация в отношении людей с ограниченными возможностями, включая убеждение в том, что они не способны вносить свой вклад в систему мер по реагированию на вспышку заболевания или принимать свои собственные решения.

Эти барьеры могут привести к дополнительному стрессу людей с ограниченными возможностями и их опекунов во время вспышки COVID-19.

Учет мнений и потребностей людей с ограниченными возможностями при планировании мер реагирования на чрезвычайные ситуации имеет решающее значение для поддержания как физического, так и психического здоровья при одновременном снижении риска инфицирования COVID-19:

  • Необходимо разработать доступные коммуникационные сообщения, которые учитывают особенности людей с ограниченными возможностями (в том числе сенсорные, интеллектуальные, когнитивные и психосоциальные нарушения). Примеры могут включать:
    • Доступные веб-сайты и информационные бюллетени, гарантирующие, что люди с ограниченными
    • возможностями зрения могут прочитать ключевую информацию о вспышке болезни.
    • Новости и пресс-конференции о вспышке болезни должны сопровождаться сурдопереводами, проверенными людьми с глухотой.
    • Медицинский персонал должен понимать язык жестов или, по крайней мере, иметь сертифицированных сурдопереводчиков, проверенных людьми с глухотой.
    • Сообщения должны быть понятны людям с интеллектуальными, когнитивными и психосоциальными нарушениями.
    • Следует разрабатывать и использовать не только письменные способы коммуникации, но и устные,а также интерактивные веб-сайты.
  • Если лица, осуществляющие уход, должны быть помещены в карантин, необходимо разработать планы по обеспечению постоянной поддержки людей с ограниченными возможностями, нуждающихся в уходе и поддержке.
  • Общественные организации и общественные лидеры могут быть полезными партнерами в обеспечении общения и в оказании услуг ПЗПСП людям с ограниченными возможностями, которые были разлучены со своими семьями и опекунами.
  • Люди с ограниченными возможностями и их опекуны должны быть включены во все этапы реагирования на вспышку заболевания.

ИНФОРМАЦИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПО УПРАВЛЕНИЮ СТРЕССОМ В УСЛОВИЯХ ВСПЫШКИ COVID-19

Поощряйте детей разговаривать с вами и проявляйте понимание при общении с ними. Дети могут по-разному реагировать на трудную/тревожную ситуацию: приставать к людям, которые о них заботятся; ощущать тревогу, гнев или возбуждение; отдаляться; мучиться от ночных кошмаров; страдать от ночного недержания мочи; испытывать частые перемены настроения и т. д.

Дети обычно испытывают облегчение, когда могут выразить свои чувства в обстановке понимания и поддержки. У каждого ребенка есть свой способ выражения эмоций. Иногда участие в творческой деятельности, такой как игра и рисование, может облегчить
этот процесс. Помогите детям найти открытые способы выражения тревожных чувств, таких как гнев, страх и печаль.

Старайтесь создать доброжелательную среду для ребенка, Дети больше нуждаются в любви взрослых, их внимании в трудные времена.

Помните, что дети часто реагируют на эмоции взрослых, поэтому взрослым необходимо следить за своей реакцией в отношении кризиса. Важно, чтобы взрослые хорошо справлялись со своими эмоциями и оставались спокойными, прислушивались к тому, что заботит ребенка, говорили с детьми ласково и успокаивали их. Если это уместно и соответствует возрасту ребенка, поощряйте родителей/опекунов обнимать своих детей и повторять, что они любят их и гордятся ими. Это позволит детям чувствовать себя лучше и безопаснее.

По возможности создавайте условия для игр и отдыха.

Способствуйте тому, чтобы дети находились с родителями и членами их семьи при условии сохранения их безопасности. Избегайте по возможности разлуки детей с опекунами. Если ребенок все-таки нуждается в изоляции от своего опекуна, обеспечьте ему/ей надлежащий альтернативный уход и лицо, которое будет его осуществлять.

Если дети проживают отдельно от своих опекунов, предоставьте им возможность регулярного общения(например, по телефону, видеозвонкам), найдите для них слова утешения. Обеспечьте соблюдение мер по защите здоровья ребенка.

По возможности поддерживайте привычный ритм жизни или помогайте создавать новый уклад в новых условиях. Это включает учебные занятия, игры и отдых. Продолжайте заниматься школьными уроками, другими видами деятельности, которые не причиняют вреда детям и не идут вразрез с предписаниями органов здравоохранения. Дети могут посещать школу, если это не представляет опасности для их здоровья,

В простой доступной форме объясните детям, что происходит, как снизить риск заражения. На примерах покажите, как себя обезопасить (напр. покажите, как надо мыть руки).

Избегайте спекуляций на слухах или непроверенной информации в присутствии детей.

В простой, доступной, соответствующей возрасту форме дайте информацию о том, что произошло или может произойти.

Обеспечьте взрослых, которые заботятся о детях, видами деятельности в условиях домашней изоляции/на карантинном объекте. Это включает разъяснения по вопросам, связанным с вирусом, в активной форме(вне школы), например:

  • Игры с рифмами для формирования навыков по мытью рук
  • Придуманные истории о вирусе, который исследует тело
  • Превратите уборку дома и дезинфекцию в забавную игру
  • Нарисуйте вирус, микробы для раскрашивания
  • Объясните детям, как устроены средства индивидуальной защиты, чтобы они не боялись.

МЕРЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ВЗРОЛЫХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ИЗОЛЯЦИИ/НА КАРАНТИНЕ

Во время карантина, по возможности, должны быть предоставлены безопасные каналы для коммуникации, которые помогут снизить ощущение одиночества и психологической изоляции (напр. социальные сети и телефоны горячих линий).

Деятельность по поддержке психологического благополучия взрослых в условиях домашней изоляции/карантина:

  • Физические упражнения (йога, тай-чи, упражнения на растягивание).
  • Упражнения на развитие когнитивных способностей.
  • Упражнения на релаксацию (дыхательные упражнения, медитация, упражнения для развития памяти).
  • Чтение книг и журналов.
  • Сокращение времени на просмотр пугающих телевизионных программ.
  • Сокращение времени на слухи.
  • Поиск информации из надежных источников (государственное радио или новостные бюллетени).
  • Сокращение времени на поиск информации (1-2 раза в день).
  • Следует признать, что дом иногда не является безопасным местом для женщин. Поэтому должна быть доступна информация об убежище или возможности получения незамедлительной помощи.

Информация для населения по управлению стрессом в условиях вспышки COVID-19:

  • Это нормально - чувствовать себя грустным, расстроенным, обеспокоенным, смущенным, испуганным или злым во время кризиса.
  • Поговорите с людьми, которым вы доверяете. Свяжитесь со своими друзьями и семьей.
  • Если вы должны оставаться дома, поддерживайте здоровый образ жизни (включая правильное питание, сон, физические упражнения и социальный контакт с близкими людьми). Поддерживайте связь с семьей и друзьями через электронную почту, телефонные звонки и использование платформ социальных сетей.
  • Не употребляйте табак, алкоголь или другие наркотики, чтобы справиться со своими эмоциями.
  • Если вы чувствуете себя подавленным, поговорите с медицинским работником, социальным работником, иным специалистом или с человеком, которому вы доверяете (например, религиозным деятелем или старейшиной общины).
  • Имейте план действий в случае, если вам понадобится помощь, связанная с физическим или психическим здоровьем, психосоциальными нуждами.
  • Получите информацию о рисках для вашего здоровья и о мерах предосторожности. Используйте надежные источники для получения информации, такие как веб-сайт ВОЗ, а также государственных учреждений общественного здравоохранения.
  • Сократите время, которое вы и ваша семья тратите на просмотр или прослушивание угнетающих безрадостных сообщений в средствах массовой информации.
  • Примените навыки, которые вы использовали в иные трудные времена, чтобы управлять своими эмоциями во время этой вспышки коронавирусной инфекции.

учреждение здравоохранения
Минский городской клинический
наркологический центр

г. Минск, ул. Гастелло, 16

мы на карте

время работы с 800-2000

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Единый телефонный номер наркологической службы г. Минска 183
+37517 357-09-09
+37529 149-09-09

Регистратура +37517 399-67-56
Одно Окно (факс) +37517 270-42-98
Горячая линия 183; +37517 357-09-09
Антикоррупционный "телефон доверия" (автоответчик) +37517 263-81-51

Приемная +37517 224-56-98
Факс +37517 343-21-44

 
    
 
 
 
 
 
Общественное объединение «Республиканская ассоциация инвалидов- колясочников» (ОО «РАИК»)

Задать вопрос